Письмо-обращение к себе из настоящего в прошлое

У маленькой книги – большая душа

Реброва Галина Васильевна, ведущий библиотекарь

сектора краеведения Центральной городской библиотеки

МБУК «Централизованная библиотечная система №1»

Губкинского городского округа

Идёт дождь. Хоть он и нарушил мои планы, я рада. К счастью, ничего срочного и неотложного нет. Дела по дому тоже не выстраиваются в очередь. Есть время порыться в книжных полках домашней библиотеки, а я очень люблю это делать. У каждой книги своя история, своя биография, каждая по-своему дорога и бесценна. Общение с молчаливыми, но такими мудрыми и верными друзьями возвращает из настоящего в далёкое, доброе и дорогое прошлое…

Вот на глаза попалась маленькая, с виду совсем невзрачная книжечка. Невзрачная, потому что переплётная крышка изначально, будучи тонкой, пришла в негодность. Её пришлось заменить обычным картонным листом, и тот уже прилично истрёпан. Кто же её так зачитал, какая у неё судьба? О, это целая история и начинается она в детстве.

Да, я с детства «очарована книгами». Правда, в пору нашего советского детства такого изобилия книг в свободной продаже не было. Их брали в библиотеках, обменивались с друзьями, покупали на «чёрном рынке», приобретали по подписке, в «букинисте». Но наш дом всегда был книжным царством. Папа любил читать сам, приучил к этому нас с сестрой. Из каждой рабочей командировки или любой другой поездки он обязательно привозил новые книги. Всегда успевал их полностью или бегло прочитать. Потом пересказывал самый, на его взгляд, волнующий момент, и мы невольно были приговорены к чтению. Любопытство или неподдельный интерес – неважно. Надо читать! Случалось так, что книга не захватывала сразу, но было уже делом принципа – найти то место, о котором рассказывал папа. Потом становилось делом принципа – довести начатое дело до конца, то есть, дочитать книгу. А там, как часто бывало, уже всё и нравилось.

Однажды, вернувшись из очередной поездки, папа достал из дорожной сумки маленькую, тоненькую, размером с ладонь книжечку украинского писателя Георгия Леонова «Человек и тень: короткие рассказы». Нас с сестрой это очень удивило. Обычно он привозил не менее 5 – 6 книг, ведь часто мы, как в сказке «Аленький цветочек», заказывали ему что-то нас интересующее. А тут всего одна книжечка, да и та какая-то уж больно неказистая. Расспрашивать не стали – может, не было лишнего времени на поиск, может, не было и лишних денег на покупку. В общем, книга осталась без внимания – крошечная, скромная, тихая… Мы о ней на какое-то время забыли. Ведь папа, к тому же, не сделал ей рекламы – почему купил, чем она его привлекла, что нам в ней искать. И время шло. «Малышка» скучала на тумбочке. Мы даже не брали её в руки – скромность и внешняя простота не привлекали к себе внимания. Как это часто бывает в жизни – в погоне за блестящей мишурой не замечаем чего-то важного!

Однако, с того времени, как книга появилась в нашем доме, я стала замечать, что папина речь пополнилась новым словарным запасом:

– Взваливая ношу на плечи, подумай о ногах;

– И в колее вырастет репей, если не ездить по ней;

– Породив зерно, не обидно назваться соломой;

– И скряга делится своим горем;

– После одного – след в жизни, после другого – следы в прихожей;

– Дождь вырастил, град побил. А оба из тучи;

– Перед иной преградой можно отступить: для разбега;

– На клумбе – цветок, на ниве – сорняк и др.

Мне это очень нравилось. Во-первых, я восхищалась мудростью и простотой каждой фразы; во-вторых, была не прочь блистать среди своих сверстников такими мудрыми афоризмами; в-третьих, они стали для меня правилами в дальнейшей жизни. Нетрудно было догадаться, что на этот раз, таким образом папа привлекал наше внимание к скучающей книжечке.

Наконец-то моя первая встреча с «тихоней» состоялась. Тогда тоже шёл дождь. Это в городе он не страшен – везде асфальт, ходит транспорт, есть, в конце концов, зонты. А в сельской местности дождь вынуждает прекращать всякую работу и загоняет всех в дома. Улицы становятся пустыми и грустными. Редкий прохожий пробежит в дождевике по срочному делу. А чем ещё заниматься в доме, если не чтением. Конечно, мы помогали маме хлопотать на кухне, вышивали или вязали, смотрели телевизор, но чаще и больше всего – читали. А под шум дождя, как мне кажется, эффект процесса чтения усиливается, приносит особенное наслаждение.

То, что у маленькой книги, может быть огромная душа, я поняла с первой прочитанной строчки! Признаюсь, что люблю начинать чтение с конца книги. Вот и в данном случае первым делом познакомилась не с рассказами, а с двустишиями и четверостишиями, которыми заканчивается повествование:

 

– Кто боится темноты,

   Тот не увидит звёзд.

 

– Не хочу зрячих обидеть:

   Смотрят все. А видят?

 

– В каком бы ни был азарте,

   О финише думай на старте.

 

– Идите, – смотрите.

   Каждый шаг – учитель.

 

– Слыхали, открытие века?

   Дельфины понимают человека.

   А люди друг друга?

   Бывает – туго.

 

– Уценённые вещи?

   Бывает похлеще.

   То есть?

   Уценённая совесть.

Чтение увлекло. Начала читать, как положено – с предисловия, которое тоже (каюсь!) иногда пропускаю. Не заметила, как дошла до последних страниц, которые уже «исследовала». Влюбилась в книгу и решила, что не расстанусь с ней никогда. А так как она карманного размера, стала носить её с собой, с перспективой выучить наизусть. Зачитывала маме отрывки, восхищаясь мастерством и умом автора. Сделала рекламу книги и сестре Наташе, которая в то время увлекалась фантастикой. Поняв, что папа привёз нам настоящий «цветочек аленький», она по старшинству отняла у меня книгу и подтвердила своё абсолютное право на неё росписью на форзаце.

Сейчас смешно и грустно вспоминать, сколько интересных моментов, связанных с книгой, может произойти в жизни. Помню, как начала делать себе дубликат. Ксероксов и принтеров не было в то время. Нарезала из альбомных листов заготовки идентичного размера – 10 на 14 см, чтобы получилась настоящая копия книги. Начала переписывать тексты вручную. Старалась! Потом папа разрешил мне взять его печатную машинку, которую купил за немалые деньги на «чёрном рынке» для своих рукописей. Пока перепечатала всё содержание, выучила наизусть. Правильно говорится в латинской пословице – «Qui scribit, bis legis» – кто пишет, тот дважды читает. Я вообще люблю читать с карандашом в руках: делать пометки на страницах, выписывать цитаты в записную книжку, оставлять закладки, чтобы быстро находить понравившиеся моменты.

Много ещё разных историй связано с этой маленькой книжечкой. Как оказалось, она очень любила путешествовать, переходить из рук в руки, просвещать. Но вернулась ко мне в 1992 году, когда ушла из жизни сестра Наташа. Книга с её росписью на форзаце теперь дорога мне ещё больше…

Идёт дождь. Я благодарна ему за то, что удалось совершить путешествие в прошлое, в детство. Который раз с восхищением перечитала книгу украинского писателя Георгия Леонова «Человек и тень: короткие рассказы». Который раз отметила для себя, что рассказы, действительно, очень короткие, разбросанные, как зёрнышки по книжному полю в 96 страниц. Но сколько в каждом «зёрнышке» мудрости, благоразумия, доброты. Вот уж, воистину, слово имеет огромную силу, а книга – душу. И это только одна книга со своей историей. А сколько их стоит на полках, сколько они могут рассказать, поведать! Сколько раз могут позвать к себе в гости и быть гостеприимными хозяевами. Но я, пожалуй, расстанусь с ними – до нового дождя – и это будет уже другая история…

 

Реброва Г. В. У маленькой книги – большая душа / Г. В. Реброва // Интеллектуальные диалоги: от Сократа до наших дней. Ежегодник. Выпуск 7 / Под общ. редакцией [И. А. Ильяевой], С. Н. Жиряковой, Е. И. Бабиной. – Губкин ; Старый Оскол, 2018. - С. 47–50.