Пускай в почёте будет книга

В 2015 году я впервые приняла участие в подготовке материалов для ежегодника «Интеллектуальные диалоги: от Сократа до наших дней» и хочу поделиться личными впечатлениями, полученными от прочтения второго раздела «Пусть станет наслаждением чтение». Исследуя каждую статью, каждую мысль, я отметила для себя, что весь собранный материал - это не просто дань Году литературы, которому и посвящён весь раздел. Это результат длительного, кропотливого, творческого труда. Авторы статей работают над этими вопросами постоянно - стараются привлечь внимание к литературе, ищут эффективные способы и ресурсы чтения, делятся опытом и переживаниями по поводу современного молодёжного чтения.

Например, учителя русского языка и литературы школы № 1 Чеботареву Валентину Павловну волнует вопрос о причине снижения интереса к чтению у детей. О том, есть ли у нас сегодня шанс вернуть книге читателя, она размышляет в статье «Любовь моя - литература». Валентина Павловна уверена, что литература - самая короткая тропа к сердцу человека, что с помощью книги, особенно классической русской, мы растим в его душе Любовь, Добро, Сострадание, чувство Справедливости. И с этим нельзя не согласиться.

О том, что культурному обществу сейчас как никогда нужно грамотное, эрудированное молодое поколение, что без вдумчивого чтения таким человеком не станешь, идёт речь в статье «Речь - цвет ума, а сила речи - слово» Ежовой Ирины Игоревны, учителя русского языка и литературы гимназии № 10 г. Минска. Она даёт советы: что читать и как читать, чтобы внимательный и думающий читатель, приобретая бесценный опыт «видения» слова, убедился, что в классической литературе каждое слово, каждая фраза, демонстрируя гармонию слова и мысли, отточены, легки и изящны. Именно таким образом можно попасть в страну мудрости, наполнить разум и душу крупицами её, и, в конечном счёте, стать достойным той литературы, какую читаешь.

С бесконечной благодарностью к родителям за заложенное ими ещё в раннем детстве ценное качество - общение с книгой - в своих статьях обращаются Багликова Елена Михайловна, заместитель директора колы № 1, Рыбальченко Елена Николаевна, учитель начальных классов школы № 7, и другие авторы.  Действительно, умение любить и ценить литературу - это результат правильного воспитания в семье. Почтительному отношению к книге надо учить с детства, ведь в классической русской литературе заложена возможность мощного воздействия на духовой мир человека, влияния на становление личности. Сегодня многие родители увлечены ранним развитием своих детей, поэтому читающими четырёхлетками уже никого не удивишь. Но не достаточно просто научить ребёнка читать. Спустя небольшой промежуток •вмени, интерес у малыша к чтению угасает. Ведь это требует определённых  усилий. Куда легче и интереснее посмотреть мультфильм, поиграть на компьютере, заняться любимым делом.

О том, как поддержать интерес ребёнка к процессу чтения, постараться привить любовь к чтению и книгам, делятся опытом учителя начальных классов школы № 13 Морозова Светлана Викторовна и Мотынга Елена  Анатольевна и Троицкой школы - Логачёва Татьяна Александровна. Они стараются создать вокруг каждого рейка духовное пространство, подпитывающееся человечностью окружающих его людей, благоприятными условиями для духовного становления, приобщением его к чтению в процессе продуктивного взаимодействия школы, библиотеки и семьи.

Поддерживают мнение о продуктивном взаимодействии библиотеки и школы заведующие библиотеками лицея № 5 Мамонова Наталья Николаевна и школы № 2 Болгова Ольга Викторовна, которые считают, что знакомство детей с литературой должно начинаться в самом раннем возрасте, и каждую беседу с детьми проводят ответственно, как школьный урок.

Привлечь внимание к «деревенской прозе» как явлению не только литературному, но философско - этическому, нравственному и социально-историческому в статье «Но всё также ночью снится мне деревня...» постаралась Буравлёва Татьяна Федоровна, учитель физики Троицкой школы. У неё это получилось душевно и убедительно.

Очень радует то, что не остаётся без внимания творчество местных поэтов, которые вносят посильный вклад в духовную, культурную и литературную жизнь округа.

В нашем городском округе очень много творчески одарённых людей. Профессиональный совет, как развивать творческий потенциал в подрастающем поколении, чтобы таких людей становилось ещё больше, даёт Черных Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы школы № 16, в статье «Литературное творчество как одно из условий развития и самореализации личности». Она своих учеников учит отвечать на такие сложные вопросы человеческого бытия: «Кто я такой? Для чего пришёл в мир? В чём моё предназначение?».

Ответ на эти вопросы я нашла в статье «Тайна русской души» Даньшиной Светланы Александровны, заместителя директора школы № 3. По её мнению, истинное предназначение каждого человека в том, чтобы любить свою Родину, беречь её историю, отстаивать правду.

Вся правда жизни, весь её глубокий смысл хранятся в волшебном ларце классической русской литературы, который нужно держать всегда открытым, дабы не иссякал вечный источник знаний!

 

Пускай в почёте будет книга,

Пускай стихи везде звучат,

А мудрые слова «Великих»

Объединяют и хранят!

Реброва Галина Васильевна

ведущий библиотекарь сектора краеведения

МБУК «Централизованная библиотечная система №1»

Губкинского городского округа

 

Реброва Г. В. Пускай в почёте будет книга : проза / Г. В. Реброва // Интеллектуальные диалоги: от Сократа до наших дней / под общ. ред. : И. А. Ильяевой, С. Н. Жиряковой, Е. И. Бабиной. – Старый Оскол, 2016. – Ежегодник. – Вып. 5. – С. 131.